Друзья, всем привет.

Недавно я проводил в Москве мастер-класс для детей 6-10 лет по головоломкам. Головоломки — штука очень многогранная и использовать их в обучении можно по-разному. В этот раз мы с ребятами тренировали пространственное мышление. Как обычно, я старался максимально включить ресурс ребят, а не просто накормить их задачками.

Подготовил такую несложную игру. Каждый из ребят получил по 3 собранных кубика Рубика. На самом деле могут подойти любые разноцветные кубики.

У меня тоже было 3 кубика. Я закрылся от ребят листом бумаги выстроил из своих кубиков фигуру и начал описывать ее. Фразы были простые:

Кубики стоят башней, один над другим
Нижний кубик ко мне синим цветом, а влево — красным
Средний кубик сзади зеленый, а наверху — красный
Верхний кубик внизу синий, а на меня смотрит желтым

Ребята пытались по этим фразам расположить свои кубики так, как расположил их я. Фразы были простые и у ребят получилось довольно просто.

А дальше — самое интересное. Кто хочет попробовать загадать фигуру вместо меня? Половина ребят сразу крикнули: «Я!»

Со стороны кажется, что ведущим быть легко. Но мозги у маленьких ведущих начали скрипеть уже на первом шаге — придумывании фигуры. С одной стороны, хотелось сложить что-то посложнее. С другой — потом тебе же это описывать.

Мы успели послушать трёх ребят. Можно было выложить что угодно, но все трое в итоге загадали с небольшими отличиями все ту же башню из трёх кубиков.

А дальше — сам процесс описания фигуры. Ведущие старались, как могли! Фразы, которые они выдавали, иногда сражали наповал 🙂

— Жёлтая у меня смотрит вон туда (показывает пальцем в сторону двери)
— Второй кубик стоит на двух клетках
— Я вижу красный цвет
— Все кубики на меня жёлтым, а один — оранжевым

Вот это был настоящий креатив. Правда, было жалко остальных ребят, которые пытались построить фигуру по такому описанию. Это было довольно непросто 🙂

Из трёх ребят объяснить остальным получилось только у девочки Саши. Ей удалось кроме описания ещё посмотреть на лица остальных ребят — и если она видела в них непонимание, то на ходу объясняла заново.

Такая несложная, на первый взгляд, игра хорошо включает и ведущих и обычных игроков. У ведущего масса микрозадач со свободой выбора — придумать свою фигуру, объяснить своими словами, успевать следить за реакцией, чтобы на ходу перестроиться. У игроков — свои задачи: внимательно слушать ведущего, строить образ кубиков в голове и решать, стоит ли подсматривать за остальными игроками.

Вы можете попробовать поиграть в нее дома с ребенком — попробуйте выстроить фигуру по его объяснениям. Думаю, это будет не так-то просто. Усложнять можно так: брать больше кубиков или делать паузу — сначала все объяснения, потом сборка.

 

В это воскресенье, 11 февраля, я проведу ещё один мастер-класс для ребят. В этот раз будем развлекаться с развёртками фигур, продолжая тему с пространственным воображением.

Приходите с детками, буду рад знакомству!

Несютин Антон