Всем привет.

Сегодня расскажу о том нелегком пути, который мы с Глебом и Марком прошли, чтобы научиться собирать кубик.

Глеб собирает кубик Рубика за завтраком

Кубик 2х2 против утренней каши

Началось все печально. Я, когда учил сам себя, начал с первой попавшейся схемы, вот с этой: http://speedcubing.com.ua/howto/3x3sch.php. Сейчас я понимаю, что она кишит недостатками, но тогда я про это не знал. И научившись собирать по ней, я, наивный, чукотский юноша, решил научить Глеба. Наши “уроки” были скучны и примитивны — нужно было просто запоминать последовательность ходов. Кубик у нас был один — я показываю, отдаю сыну, он повторяет. От такого счастья интерес у Глеба быстро улетучился и он по своей инициативе заниматься не хотел. С помощью уговоров кое-как удалось его научить собирать полностью самому примерно за 2 месяца.

2 месяца на сборку, Карл!

Тревожным звоночком стали фразы Глеба “пап, ну я не очень хочу, давай потом?” в ответ на мои предложения выучить очередную формулу. Жена сразу обратила на это внимание и мне пришлось объясниться на темы “надо ли заставлять ребенка учиться” и “зачем ему вообще этот кубик Рубика”.

Ну и когда Глеб наконец сам собрал несколько раз и получил от меня обещанный свой кубик, на этом интерес его медленно и верно начал угасать. Тогда он собирал около 3-4 минут и часто путал формулы. Сборка в итоге оказалась для него не чем-то интересным, а скорее, похожей на повторение таблицы умножения.

После этого я даже не думал о том чтобы пройти этот путь с Марком. Потому что это было реальным мучением.

Теперь я понимаю, что кроме моей неудачной подачи информации, было несколько проблем в самой обучалке:

  1. Явным образом не выделялась веселая и быстрая комбинация “пиф-паф”.
  2. Огромное количество разных комбинаций под каждый случай — их все надо было запомнить!
  3. Плохая организация комбинаций с точки зрения будущего ускорения сборки.

До этого на ютуб-канале Максима Чечнева я видел плейлист с обучающими видео для начинающих. С ходу у меня не получилось их одолеть — это испытание для сильных духом. Теперь же я собрался с силами и начал смотреть по одному видео каждый день и переваривать его для своих ребят. Я показывал Марку, а Глеб смотрел в полглаза, так как уже умел собирать. Потом правда, Глеб полностью забыл наши с таким трудом наработанные комбинации и освоил сборку от Чечнева.

Я показывал очередной этап перед сном, на это уходило не больше 15 минут каждый день. В сумме ушло около 2 недель.

Невероятно, но 5-летний Марк очень включился в процесс и каждого урока ждал с нетерпением. Решающую роль сыграли, конечно, сами видеоуроки. В них масса плюсов:

  1. Сборка производится независимо от цвета. То есть начинаем с любой грани.
  2. Количество комбинаций сведено к минимуму. Некоторые этапы делаются дольше за счет многократного повторения одной и той же комбинации, но зато в голове нужно удерживать меньше формул.
  3. Процесс обучения сопровождается мнемоническими рассказами и присказками. Без этого к детям можно даже не подходить, серьёзно.
  4. Грамотное использование комбинации пиф-паф. Это приоткрывает окно в мир спидкубинга — пиф-паф можно делать быстро и эффектно. И он является основой для многих алгоритмов.

Все это позволило мне в 4 раза быстрее и безболезненнее научить Марка собирать кубик (2 недели против 2 месяцев). Глеб научился, считай, заново.

И, конечно, нужно сказать о недостатках обучалки от Максима Чечнева:

  1. О-о-очень затянуто. Каждый раз я делал неимоверные усилия, чтобы заставить себя досмотреть очередную часть. Лучше смотреть одному, без детей — чтобы потом им быстро показать и дать время потренироваться.
  2. Не совсем понятна аудитория, на которую рассчитаны видео — кто их должен смотреть? Детям — вряд ли, им все равно придется объяснять самому. Родителям — слишком затянуто чтобы понять, что нужно рассказать детям. Просто начинающим — вряд ли нужны все эти танцы вокруг запоминаний и элементарных вещей вроде “ребро не может встать на место угла”.
  3. Нет экстракта самой методики в каком-то компактном виде, чтобы быстро вспомнить что делаем на каком этапе. Лазить по длинным видео чтобы уточнить один момент — это, ребята, не для слабонервных.
  4. Под видео нет дублирования комбинаций в стандартной нотации сборки — RUR’U’. Это здорово могло бы помочь, если забываешь один ход в алгоритме.
  5. Странные истории для запоминания алгоритмов вроде “совершаем убийство” или “дядя иногда ходит налево”. Это я заменял на более приемлемые для меня “совершаем ограбление” и “дядя стоит слева”.

После завершения обучения мы с Марком выбрали ему свой кубик — MoYu Aolong v2, колор-версию в пастельных тонах — после чего он продолжил наращивать темпы. Сейчас Марк знает несколько ускорений и с удовольствием участвует в наших сборках на время. Лучшее время, или PB (Personal Best) у него около 2.5 минут. У Глеба — 1:30.

Мой совет такой — если хотите научить ребенка собирать кубик — запасайтесь терпением и смотрите видео Чечнева. Потом переваривайте их и подавайте ребенку. Лучшего варианта для детей на сегодняшний день, на мой взгляд, нет.

Кстати, после обучения, регулярные мини-соревнования на скорость — обязательная часть программы. Иначе все забудется и мозг сотрёт как ненужные все те комбинации, которые вы с таким трудом выучили. Поэтому смотрите, учите, тренируйтесь и улучшайте время.

Вот так мы с ребятами тренируемся по вечерам:

Удачи вам и терпения =)

С уважением, Несютин Антон