Всем привет!

Замечали, как сейчас мы пытаемся заполнить свое время в дороге/ожидании/очередях, утыкаясь в телефон? Нам кажется, что с телефоном это вроде бы свободное время будет расходоваться с пользой. Да что говорить об ожидании, если даже в активной фазе — приёме пищи на обеде — одной рукой многие листают новости и чаты в телефоне. И голова при этом повернута не в сторону тарелки.

А для того, чтобы прекратить зависание в телефоне во время дружеских посиделок, даже придумали игру Phone Stack — телефоны всех собравшихся кладутся стопкой на стол и первый, кто не выдержит и возьмет свой, оплачивает счет всей компании.

Вы наверное думаете, что сейчас я скажу что-то вроде “дети копируют нас и перенимают наши вредные привычки, в том числе заполнение всего свободного времени гаджетами”. Однако в жизни все получается еще хуже: мы сами насильно прививаем им эти привычки, давая в руки телефон как только ребенок садится в машину/в очередь/за обеденный стол.

Как вам реклама Мегафона “Мороженое”?

У девочки падает мороженое:

Она вот-вот заплачет.

Родители и все вокруг в шоке — что делать? Ведь через секунду она будет реветь!

О чудо, мудрый папа успевает не только сообразить, что её нужно отвлечь мультиками, но и успевает запустить их благодаря быстрому интернету!

Спасены. Лицо девочки сразу обретает тупое радостное выражение. Родители переглядываясь, отдуваются — пронесло, мол, мы были в секунде от скандала.

Мороженое тает на полу.

Бред собачий, конечно же. Такой здоровой девочке просто надо было взять салфетку и убрать мороженое. А родителям проследить за этим.

А давайте предположим, что ждет, скажем, школьника младших классов, регулярно зависающего в соцсетях, видеороликах и играх в своем гаджете. Думаю, к старшим классам у него точно сядет зрение, “безобидные” игры сменятся онлайн-мирами (MMORPG), речь будет похожа на сообщения из чатов, а дверной звонок он будет нажимать большим пальцем руки.

Но это все потом. А сейчас, для того, чтобы как-то иначе провести время ожидания, можно почитать книгу или взять какую-нибудь игрушку. А что если бы была такая игрушка, которая долго бы не наскучивала, да еще развивающая, улучшающая к тому же мелкую моторику, недорогая, компактная, и т. д.

Невероятно, но факт: такая игрушка существует. Это кубик Рубика. Он обладает всеми этими качествами, и не только.

Он компактный — легко помещается в рюкзак/карман куртки. Взять его с собой не составляет никакого труда.

Стоит недорого: скоростной кубик для начинающих можно купить за ~350р. Уже неплохой кубик чуть меньшего размера будет стоить ~650р. Кубики, на которых ставятся мировые рекорды стоят 900-1500 р. Как видите, цена на них не заоблачная, а профессиональные модели вам понадобятся нескоро.

Он развивает? Без сомнений. Память, логику, пространственное мышление.

Про мелкую моторику все тоже понятно — во время игры с кубиком задействуются все пальцы, то вместе, то по отдельности. Это отличная тренировка координации и ловкости пальцев. Лучше — только фортепиано, но его в карман не положишь 🙂

Есть распространенное мнение “там же просто тупо собираешь по алгоритмам”. Тут ведь в чем дело — пока вы не собираете на время, то вы действительно, можете как робот собирать по бумажке. Как только вы начинаете соревноваться с собой, пытаясь собрать на скорость, то сразу начинаете “подтормаживать” на каких-то этапах сборки. Причем основная часть времени уходит не на кручение, а на обдумывание. Возникает интересная вещь: это ваши мозги ограничивают вас. Они не могут вспомнить комбинацию, они не могут сообразить куда крутить, они не могут найти нужные детальки и т. д. Таким образом, начинается соревнование с самим собой. Ведь если голова будет думать быстрее, то и кубик соберется на порядок быстрее. Работа головного мозга — разве не это нужно нашим детям?

С пространственным мышлением то же самое. Как только начинается сборка на время, то нужно очень хорошо понимать, какой стороной к вам кубик и какие детальки изменит следующая комбинация. Требуется видеть “сквозь кубик”, представляя себе взаимное расположение деталей.

Какое-то время назад я начал немного интересоваться сборкой кубика Рубика. Через несколько месяцев, изучив методики скоростной и слепой сборки, я как будто прозрел. В такой маленькой головоломке скрыто безумное количество задач, алгоритмов, минут и часов времени! Я подумал, что те, кто не интересуются кубиком, просто не понимают как он велик и гениален.


Я научил своих детей (5 и 8 лет) собирать кубик, но об этом будет отдельная статья. Теперь они собирают его с удовольствием и сами просят засечь время. И если стало скучно в очереди в поликлинике/в долгой дороге в машине/дома — они знают, что делать.

В следующих статьях я напишу про наш опыт обучения; про методики, которые мы использовали; про модели кубиков.

Итак, между кубиком Рубика и планшетом для вашего Ребенка мы с дочкой Алисой однозначно за кубик. От этого увлечения выигрывают все — и дети и родители. Осталось выбрать кубик, методику сборки и научиться. С этим я помогу вам в следующих статьях.

С уважением, Несютин Антон