Warning: A non-numeric value encountered in /home/p64174/www/handskills.ru/wp-content/themes/Divi/functions.php on line 5837

Сегодня разбираемся с кубиком Рубика. Я сам и мои дети любим покрутить эту головоломку и ей подобные. По родителям вижу, что в основном к кубику отношение спокойно-равнодушное. Скорее как к игрушке на 5 минут: «Ну…  если ребенок увлекся, то пусть покрутит. Если не получается собрать, то понятное дело – сложная головоломка! Не для моего.»

Мало кто из родителей занимается с ребенком и учит собирать кубик специально. Лучше таблицу умножения повторить или словарные слова.

Я обучил ~350 детей сборке кубика Рубика очно и через онлайн. И уверен, что мозг ребенка работает при сборке кубика гораздо активнее, чем при устном счете или заучивании стихотворений. Сегодня подробнее расскажу про типы мышления, которые работают при сборке кубика Рубика

Алгоритмическое мышление
Задействуется всегда, решаете ли вы с помощью кубика задачи или собираете его по формулам.

Ребенок смотрит на размешанный кубик и прежде, чем начнет его собирать, решает какие повороты будет использовать. На каждом этапе сборке нужно оценивать расположение деталей и выбирать подходящие повороты. Свой алгоритм сборки.

Тоже самое происходит на уроке математики, когда читаешь задачу и нужно сначала прикинуть какое действие за каким ты будешь выполнять: придумать алгоритм решения. Только с задачами, если ошибся в алгоритме – узнаешь это по двойке в тетрадке или смеху одноклассников за спиной, пока ты около доски.

С кубиком все не так травматично для самооценки ребенка.  Выбрал не тот алгоритм – тут же видишь результат: кубик разобрался. Но все нормально: можно попробовать еще раз.

Постепенно ребенок учится оценивать и продумывать свои ходы на несколько шагов вперед:

  • Чтобы эта деталька встала на место, мне нужно сначала ее переправить сюда, а потом уже известной комбинацией отправить в эту ячейку.

  • Если я сейчас поверну эту грань, то соберу все белые ребра и ничего не сломается.

Это и есть развитие!

Пространственное мышление
Сталкиваюсь с таким мнением: «Кубик Рубика собирается по формулам. Там думать не надо!»

Действительно, в сборке кубика существуют комбинации. Это набор поворотов, который ставит определенную деталь в определенное место. Ты не сам упорно думаешь, какую грань повернуть, чтобы белый стал вверху, синий внизу, а делаешь заученные движения.

На самом деле знание этих комбинаций равносильно знанию дебютов в шахматной партии. Кубик при каждой сборке по-разному размешан. Чтобы применить нужную  комбинацию, надо точно оценить, где деталь находится и куда она должна переместиться. Если этого не сделать, то бездумное кручение комбинаций будет только размешивать кубик.

Плюс на первом этапе сборки так называемого “креста” и вовсе не существуют комбинаций: каждый раз сам прикидываешь как повернуть грани кубика.

По моим ощущениям в начальной школе про развитие пространственного мышления забывают.  Дети на 90% загружены арифметикой: считаю, умножают, решают текстовые задачи. Черчение, геометрия появляются только в 7 классе. И конечно, после такого долгого перерыва мозг буксует.

Кубик Рубика восполняет этот пробел и своевременно развивает пространственное мышление.

Абстрактное мышление. До 9-12 лет у детей не слишком развито абстрактное мышление, так как мозг еще “не созрел” до нужного уровня. Поэтому дошколята и младшие школьники играют с сюжетом — медведи, рыцари, пираты. Если собирают из лего, то не просто постройки, а загончики для животных или замки.

В школе абстрактные предметы – физика, алгебра – появляются в 6-7 классе. Но в начальных классах обобщений и классификаций тоже хватает. Если ваш ребенок легко пересчитывает пирожки на блюде, но с трудом справляется с уравнениями и примерами, это как раз проблемы в развитии абстрактного мышления.

Кубик Рубика это что-то переходное между игрушкой и абстрактными понятиями. Дети 6-7 лет легко учатся собирать кубик, если его оживлять историями.

«Эти белые детальки — пираты, которые хотят собраться у бочки на собрание.

Или лошадки у водопоя. Или принцессы на свадьбе»

И так на каждом уровне сборки. Абстрактные детали кубика сначала превращаются в героев сюжетной сказки, а потом опять становятся просто разноцветными квадратиками. Мозг использует абстрактное мышление и постоянно совершает эти превращение. После он делает тоже самое на уроках математики, когда переходит от “сюжетной задачи” к составлению уравнения по ней.

Как видите, кубик Рубика не просто игрушка, а настоящий карманный тренажер для ребенка: фундаментальная прокачка и подготовка мозгов для уроков математики!

Он не требует батареек или интернета, специального ухода, стоит как 2 чашки кофе и не портит зрение вашему ребенку.

Расскажите в комментариях у вас есть кубик Рубика и умеете ли вы его собирать >>>