Друзья, всем добрый день.

Мой курс для детей по программированию, который мы начинали в декабре, недавно закончился. Я бы хотел поделиться с вами впечатлениями.

Сразу скажу, что не все прошло гладко по плану. Были сюрпризы — приятные и неприятные.

Но сначала немного расскажу про сам курс.

Он состоял из 8 видеоуроков, которые я выкладывал два раза в неделю. Три недели мы занимались до новогодних праздников, и одну — после.

Участвовать можно было в одном из трех форматов:

  1. Слушатель. Доступны уроки и вебинар с разбором проблем.
  2. Активный. Здесь участие было намного интереснее — три раза за курс я собирал групповые созвоны с ребятами по 6-8 человек и мы общались с каждой группой в течение часа.
  3. Индивидуальный. Кроме групповых созвонов можно было общаться со мной один на один по скайпу.

Мы работали в бесплатной онлайн-среде Скретч. Там очень удобно делиться своими проектами, так что я мог заходить в работы ребят, смотреть их и комментировать.

Я рассчитывал сделать тренинг таким, чтобы дети смогли сами смотреть уроки и потом делать задания. То есть чтобы это не было еще одной головной болью для родителей. Но это как раз и стало причиной одной проблемы, о которой расскажу позже.

Вы, наверное, думаете, что цель курса была — познакомить детей с базовыми принципами программирования. Базовые Принципы Программирования — очень солидно звучит, кстати. Годится для серьезной важной цели. Но цель была не в этом.

Посмотрите, что сейчас большинство детей делают с компьютером. И как они это делают. Хватают планшет/смартфон/ноутбук — у кого что есть. И стараются побыстрее там что-то включить. Поставить. Запустить. На самом деле неважно что — игру, ролик, соцсеть. Они словно стараются подключиться к какой-то трубе с потоком контента и направить ее часть в себя. Влить внутрь несколько серий мультика. Или танковых битв. Проглотить несколько метров лент из соцсетей.

На мой взгляд, это в чистом виде поедание готового. Это как глотать разжеванную пищу — зубы ведь при этом не работают. Так и мозги не работают за всеми этими занятиями.

Я для своего курса поставил такую цель — показать детям, что в них есть огромный ресурс. Огромный склад идей, мыслей. И что эти идеи можно воплощать в жизнь на компьютере. То есть повернуть этот шланг с контентом в другую строну. Чтобы ребенок сам креативил за компьютером, а не только поглощал чужой креатив.

Как ведь обычно построены уроки и занятия программированием? Учитель говорит — смотри на меня, повторяй. “Сейчас пройдем движение, потом пройдем координаты, потом пройдем циклы.”. Вот молодец, а теперь мы пройдем…

Это же скука смертная. По сути это и есть то же самое вливание контента в ребенка, только контент не очень интересно подан.

Так может его интересно подать? Нарисовать веселых зайчиков или добрых роботов, которые будут рассказывать про программирование. И опять получается то же самое, только в профиль — поток контента идет в ребенка.

Я хотел сделать наоборот. Извлекать из детей их идеи. Развивать, усиливать, помогать им сбыться. Сделать это не очень просто даже в живом общении, а через интернет, через видеоуроки, да еще и для сотни участников…

Ребятам я обещал, что на курсе они научатся делать свои игры. Они не очень понимали, что за этим стоит, но идея им понравилась. Это было начала разворота шланга не В ребенка, а ОТ него. Наш первый шаг в нужном направлении. То есть игру придумывает ребенок, он выступит автором. Не учитель.

На первом уроке я показал совсем мало — как открыть программу, выбрать или нарисовать героев, выбрать фон для игры. Задание звучало просто: придумайте сюжет для игры и выберите героев. Понятно, что у каждого ребенка получится что-то свое.

Второе задание было про звуки — оживить персонажей и попробовать записать фоновую музыку. Опять же, ребята записывали свой голос, свои слова для своего сюжета.

На первом групповом созвоне я понял, что направление выбрано верно. Сюжеты у ребят были самые разные — битва дракона и принцессы, космические поединки, темные лорды, волшебная шаурма, подводный царь, зайчик и робот. Во время созвонов были интересные моменты. Ребенок рассказывает сюжет:

— “вот у меня есть добрый робот и злодеи.” И замолкает.
Я говорю: “все?”
Он: все.
Я: а почему началась битва, из-за чего они воюют, что не поделили?
И тут его начинает прорывать:
— робот жил на этой планете, а злодеи решили захватить другую и их оттуда выгнали, и они решили спрятаться у него, а он им не разрешил….

Это было супер. Ребята придумывали, создавали, фантазировали. Некоторым родителям посчастливилось быть рядом и они услышали, какой фонтан идей выдавали ребята. Кстати, возраст детей тут не играл главной роли — у 7-летних ребят были идеи, сравнимые с идеями 12-летних.

Следующие уроки строились так же. Я показывал игровые механизмы, а ребята встраивали их к себе. Например, движение. Можно двигаться туда-сюда по линии, можно патрулировать какую-то область, можно бежать за героем, можно идти по кнопкам мыши. Все зависит от игры — что тебе подходит, а что нет. Ученики решали, что из этого они возьмут в свою игру.

И так далее. С одной стороны, я рассказывал про программирование. С другой — показывал, как с помощью новых знаний можно делать игру интереснее. Сравните такой список уроков:

  • Общие сведения о Скретч
  • Работа со звуками
  • Координатная сетка
  • Передача сообщений
  • Взаимодействие спрайтов друг с другом

Это никуда не годится. У нас список уроков выглядел так:

Другое дело.

Конечно, не все шло гладко. Были вопросы, непонимания, сомнения — все это мы оперативно решали с ребятами. Основная проблема была как раз в том, что некоторые родители выключились из процесса и полностью предоставили детей самим проходить курс. И вот ребенок сталкивается с проблемой. По идее он может написать мне, но ребята иногда забывали об этом и пытались героически решить вопрос сами. Или обращались к родителям, которые, конечно, не могли помочь. Мне приходилось постоянно напоминать мамам и папам, что у них сейчас дети проходят курс, и что, возможно, им нужна помощь. Кто-то отзывался и мы разбирали вопросы с детьми. Кто-то таинственно молчал, а потом говорил, что ребенок отказался продолжать из-за небольшой проблемы в середине курса.

На мой взгляд, даже если ребенок решил проходить тренинг сам, долг родителя — быть в курсе достижений и неудач. Если есть проблема, посоветовать связаться с учителем. Но не у всех находилось время даже взглянуть на то, что ребенок впервые сотворил сам на компьютере и искренне поздравить его с успехом.

Следующая проблема была для меня неожиданностью. Многие ребята, виртуозно игравшие в стрелялки, майнкрафт и другие игры, не могли сделать элементарных вещей на компьютере. Запустить урок, открыть программу, в которой мы работаем, пользоваться скайпом. Я наивно предполагал, что это “цифровое поколение” легко сможет разобраться с несложными программами, которые мы используем на курсе.

Но на деле все было не так — кто-то делал круглые глаза при слове “скриншот”, другой мучительно долго набирал одно слово на клавиатуре, третьему уроки включала мама. Это несколько осложнило прохождение курса — ребятам пришлось на ходу осваивать новые для них инструменты и программы.

В конце курса, чтобы подбодрить ребят перед праздниками, я подготовил для них небольшой бонус. Сделал несколько игр разных жанров, используя приемы, которые давал на уроках. Я хотел показать, что они теперь владеют универсальными приемами и могут смело делать что угодно. Этот небольшой “свет в конце туннеля” помог многим ребятам собраться с силами и доделать до конца свою игру.

Я бы хотел поздравить всех ребят, которые решили участвовать и дошли до конца. Говоря языком игр, они получили +10 к самостоятельности, уверенности и созиданию.

Вот несколько игр из десятков, которые ребята создали сами в течение нашего курса:

  • “Лягушара с яблочками”. Артур, 8 лет. В игре несколько уровней, а в конце лягушку ждет друг.
  • Мультик “Охотники за приведениями”. Виталик, 11 лет. Машину и охотника Виталик нарисовал сам, потратив немало времени.
  • “Нано-битва”. Миша, 12 лет. Игра по-настоящему сложная, нужно продержаться долгие 50 секунд среди закрывающихся лазеров и врага.
  • “Дома для рака”. Самат, 9 лет. Интересный подход к лабиринту — не обычные стенки, а акулы.
  • “Тил”. Илья, 7 лет. Много уровней и необычные переходы между ними.
  • Битва на Марсе. Иван, 8 лет. Сам записал музыку для игры на аккордеоне. Просто послушайте, это прекрасно.
  • Морская битва. Коля, 9 лет. Быстрая динамичная игра. Пройти довольно сложно, но реально — у меня получилось с десятого раза.
  • Квест кота-воителя. Егор, 13 лет. Вначале идет мультик-заставка, сделано оригинально.
  • 2 мировая. Лев, 9 лет. Битва на историческую тему — советский солдат против фашистов. Вот вам отличное закрепление урока по истории.

У меня уже появились идеи по продолжению курса в том же ключе — с созданием своих игр. Только с более сложной механикой. Соответственно, участникам пригодится математика и немного физики.

А как вы показываете детям, что на компьютере можно творить? Какие программы иcпользуете, какие увлечения открываете? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом!

Несютин Антон