Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Сегодня мы познакомим детей с обозначениями сгибов. Это поможет в будущем им самим читать схемы, а может быть, даже и описывать свои.

Оригами — очень  древнее искусство и у него есть свой язык. С помощью него схемы по сборке становятся независимыми от языка, на котором говорит автор. Будь он китаец, японец или индус, хорошая схема должна быть понятна без подписей в духе 曲げと伸ばします.

Вот так выглядит хорошая схема (источник — goorigrami):

Конечно, обозначения сгибов на схеме есть всегда, но бывает, что автор добавляет ещё словесное описание. Такую схему уже поймёт гораздо меньше человек (между прочим, это великая Томоко Фусэ):

Вообще существует около двух десятков обозначений, но три основных должны прочно закрепиться как у вас, так и у детей:

#1
“Гора”. Сгибаем так, чтобы нарисованная линия осталась снаружи. На схемах выглядит штрихпунктирной линией:

#2
“Долина”. Здесь наоборот, нарисованная линия остается внутри после сгибания. На схемах это пунктирная линия:

#3
Перегнуть — сгибаем и возвращаем:

 

Ребёнку этого будет на первых порах достаточно. А вам пригодятся ещё эти:

#4
Развернуть (по/против часовой стрелки)

#5
Перевернуть фигуру вниз лицом:

#6
Повторить последний шаг. Причем повторить столько раз, сколько палочек в хвосте у стрелки. В данном случае — один раз на каждом из четырех углов:

#7
Расправить/вдавить/надуть — в зависимости от ситуации:

#8
«Молния», сгибаем одновременно «долину» и «гору»:

 

Поиграем!

И первая игра с ребёнком:

Вы чертите несколько сгибов («долин» и «гор»):
играем со сгибами 1

Дети их выполняют:
играем со сгибами 2играем со сгибами 3играем со сгибами 4

Теперь такой вариант:
играем со сгибами 5

Ребята сгибают:
играем со сгибами 6играем со сгибами 7

Получились две одинаковые фигуры, хотя сгибы были разные:
играем со сгибами 8

Теперь просим ребенка угадать, как будет выглядеть фигура с такими сгибами:
играем со сгибами 9

Ребята угадали правильно — будет лесенка!
играем со сгибами 10играем со сгибами 11

А теперь попросим ребенка нарисовать задание для вас.

Глеб решил не мудрить и нарисовал простое:
играем со сгибами 12

Марк придумал посложнее:
играем со сгибами 13

Вот и все, наша короткая игра закончилась. Теперь ребенок точно не перепутает «гору» с «долиной» 🙂

Отлично, начало положено. А значит, можно переходить к первой настоящей кусудаме!