У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски

Барто

Здравствуйте, дорогие читатели.

Наши ребята, Марк и Глеб занимаются в секции роликового хоккея. Раньше они ходили в разные группы — Глеб играл с ребятами постарше, Марк в младшей группе. Со временем Марку стало слишком просто в младшей группе — он неплохо умел кататься и уже хотел заниматься по-настоящему — с клюшкой и мячом. Мы поговорили с тренером — можно ли перевести Марка в группу, где занимается Глеб? Сергей Викторович сказал: конечно.

Через месяц Марк стал жаловаться, что вообще не хочет ехать на хоккей. Он там страшно устает, сам хоккей ему надоел и вообще, тренера боится. Давайте я танцами займусь. Ага, сейчас, родной, конечно, танцы. Только что хоккейную форму купили на 20 тысяч, только что хотел заниматься. Начал его расспрашивать, надо же понять, откуда вдруг отвращение к тренировкам. Стало ясно, что в старшей группе тот же тренер стал с него больше требовать. И если Марк не понимал с первого раза, тренер прикрикивал и Марк совсем сдувался. Конечно, в старшей группе сложнее, но и в таком режиме 5-летний Марк не был готов заниматься. Я написал тренеру, объяснил ситуацию — Марк хочет играть, но не в таком напряженном режиме. Сергей Викторович все сразу понял — решайте, если от Марка нужен результат, тогда это спорт и я с него буду спрашивать. Будет показывать результат — буду брать на соревнования. А иначе — фитнес, ходите столько раз, сколько хотите, я требовать не буду, но и про соревнования речи нет. Выбирайте.

«Выбирайте». В тот момент я вдруг увидел все эти секции и кружки с другой стороны. Я всегда воспринимал «режим напряга» секции как данность, которая диктуется тренером. Ну и по виду секции это обычно понятно. На футболе мы вкалываем, на живописи — рисуем в удовольствие. Но Сергей Викторович, в отличие от 90% учителей и тренеров, может подходить по-разному к каждому ребенку. Этому нужно работать — значит, на него и покричать можно, это нормально. А этот товарищ не готов упираться — ок, пусть катается в удовольствие. Смотрите, получается интересно — любую секцию или кружок можно рассматривать со стороны уровня напряга. Спорт — это серьезно, работа, пот, результаты, победы. Фитнес — это знакомство с занятием, ходим в удовольствие, для разностороннего развития, можно и пропустить одно-два занятия.

Дальше я делаю такие выводы: «спорт»-секций не может быть больше одной. Максимум-две, в зависимости от возраста. Вы не можете требовать от ребенка, чтобы он выкладывался и на гитаре и на вокале и на английском, да еще не сидел с кислой усталой рожой на семейном ужине. У ребенка будет просто низкий уровень заряда батареи. Второй вывод — спортивная секция должна быть хотя бы одна. Должна быть секция, с которой у ребенка все серьезно. Он доверяет тренеру, занимается дома, и так далее. Занятие, от которого он сам фанатеет, а секция и тренер в этом помогают. Вы не навязываете, а находите такой интерес у него. Третий вывод — ребенок должен понимать и быть согласным с режимом, в котором он занимается в секции. Четвертый вывод — педагог должен понимать и быть согласным с этим режимом. Пятый вывод — режим нужно менять, когда он становится некомфортным. Слишком жестко в спортивном режиме? Не надо бросать тренировки, перейдите на фитнес-уровень, дайте отдохнуть ребенку. Может, потом он сам с новыми силами захочет заниматься, выкладываясь по полной.

Кажется очевидным? Не думаю. Глеб пробовал ходить на спортивную гимнастику при спортивном институте. Преподавали ребята старшекурсники из этого же института. Тренер думал, что работа с 4-6 летними детьми — это просто — делай каменное лицо и гоняй их, пока силы не иссякнут. А если ребенок расстроился или в туалет убежал не спросив — то надо на него орать, чтобы знал. И как такому тренеру объяснить, что мне не нужно лепить из сына гимнаста? Ну да, мы считаем, что это такой жесткий вид спорта. Но хм.. для детей 4-х лет, которые точно не будут гимнастами он тоже должен быть жесткий?
А еще ребята ходили играть на укулеле. Начиналось все в фитнес-режиме, мы постепенно учили ноты и простые песенки. После первого выступления нас объединили с основной группой и занятия стали «спортивными». Это были реально тренировки — постоянные повторы одних и тех же номеров, шлифовка их для постоянных выступлений. Мы не могли уделять больше 1 занятия в неделю, потому что мы не рассматривали это как «спорт». А педагог только так это и видел. Не можете выдержать режим — до свидания, фитнес-группы нет. Вообще-то такая группа набирается каждую осень, но педагог, на мой взгляд, видит в них только будущих участников основного состава. Те, кто хочет только «фитнеса» постепенно отваливаются, и остаются либо дети с сильной музыкальной тягой, либо дети, у которых родители считают что вот на этой секции они должны вкалывать.

Я сам когда начинал вести занятия по кубику рубика, был твердо уверен в пути, который должен пройти каждый ребенок. Он такой «должен научиться собирать кубик Рубика», потом «должен начать собирать на время», потом «должен начать учить ускорения», потом «должен подключить другие головоломки» и т. д. Но в жизни все не так: Эле неинтересно собирать дальше первого слоя, Лева не хочет собирать на время, Вова не всегда повторяет дома пройденное. Сначала меня это огорчало. Я что-то делаю не так? Выгонять их за неуспеваемость? Перестраивать программу чтобы учесть все интересы? Не надо. Преподаватель, ты должен держать глаза открытыми и засунуть немножко поглубже свои какие-то планы на детей. Стоп, товарищ педагог, зачем ты вообще преподаешь — чтобы удовлетворить свои амбиции, выступая перед директорами ДК? Или чтобы дети разделили твою тягу к предмету, увидели его со своих, детских сторон, нащупали бы свой путь в познании (пардон, совсем пафосная вода получилась). Правильный ответ — который про тягу к предмету.

Да и родителям нужно смотреть, не нужна больше всего ли папе или маме эта заветная медаль по плаванию/борьбе/скрипке/чемуугодно. В этом случае потом отвращение к занятиям будет гарантировано.

Несютин Антон